Главная » Файлы » КОПИЛКА

Симеон Полоцкий и Карион Истомин

 

     
   

Литературное чтение

Подготовила и провела учитель МОУ «НОШ №6» Кайгородцева Наталья Владимировна

 

Урок 16.

Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Тема: Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Технология: Продуктивное чтение.

Цели:

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

• находить информацию из разных источников.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι этап.  Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация

Опред-е смысловой, темат-ой, эмоц-ной направ-ти текста, выделение его героев по названию произ-ия, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Постановка целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

2.Перечитывание текста.

3.Беседа по содержанию.

4.Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

1.Беседа по тексту.

2.Работа с заглавием.

4.Определение главной мысли.

 

 

ΙV. Итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

Хочу начать наш урок литературного чтения с ваших высказываний по пословицам, которые лежат на ваших партах. Прочитайте пословицу, обсудите в паре её смысл, выберите того, кто будет докладчиком.

Пословицы (на парте одна пословица):

1.Книги читай, а дела не забывай.

2.С книгой поведёшься, ума наберёшься.

3.Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

4.Хорошая книга – лучший друг.

5.Книга мала, а ума придала.

6.Книги читать – скуки не знать.

7.Глядишь в книгу – видишь фигу.

8.Книга – маленькое окошко, через которое весь мир видно.

9.Чтение для ума то же, что зарядка для тела.

10.Если поищешь в книге мудрости внимательно, то найдёшь большую пользу для души своей.

11.Вовремя прочитанная книга – большая удача.

12.Читать не думая, все равно, что кушать не разбирая пищи.

13.Кто много читает, тот много знает.

14.не всякий кто читает, в чтении силу знает.

Обсуждение значений пословиц. Вывод: книги – источник мудрости. Книги разнообразны. Читать надо вдумчиво, рассудительно.

-Кто из данного раздела говорил о большом значении книги? (Ярослав Мудрый (10 пословица), Савватий – первый детский поэт).

-Дома вам надо было перевести на современный язык стихи Савватия. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Почему переводы получились немного разные, не «слово в слово»?

Прочитайте ещё раз стихотворение, в котором Савватий сравнивает книгу с солнцем. Насколько нам необходимо солнце? А книги?

Слайд 1:

Ничто же светлейше солнечного сияния,

Ничто же сладчайше книжного писания.

Солнечный бо свет вселенну осиявает,

Книжное писание душу просвещает.

Солнце убо согревает плоды земные,

Книжное же писание наводит на мысли благие.

-Прочитаем эти строки по «ролям»: мальчики – солнце, девочки – книги.

 

-Предположите, чем будем заниматься на уроке, учитывая начало урока, название раздела. (скорее всего будет знакомиться с детскими писателями, стоявшими у истоков).

-Да. Мы познакомимся сегодня ещё с двумя авторами: Симеоном Полоцким и Карионом Истоминым (на доске открываю их имена).

-Что вы знаете о них и их творчестве? (Ничего)

-Поставьте цель нашего урока.

Слайд 2. 1.Знакомство с авторами.

                2. Знакомство с их произведениями.

                3.Определить значение их произведений.

-Как будем достигать эти цели?

1.Работа с учебниками, возможно с другими источниками информации.

2.Чтение произведений, обсуждение, сравнение, высказывания мнений.

3.Делаем выводы для кого писали и зачем.

 

Приступим к достижению наших целей. Прочитайте рассказ о них Николая Александровича (с. 53) жужжащим чтением.

-О ком прочитали? Что связывает этих авторов? (время, писали для детей)

-На ваших партах лежат листы и дополнительной информацией о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине. Используя учебник и доп. информацию составьте рассказ об авторах по плану (в тетрадь).

Симеон Полоцкий


Самуил Емельянович Ситниакович – Петровский (1629 – 1680) принял монашество в 27 лет с именем Симеон. В Москве его прозвали Полоцким – по родному городу, где он был учителем. В 1656 году познакомился с царем Алексеем Михайловичем: во время приездов царя в Полоцк читал ему свои приветственные стихи. В 1664 году навсегда уехал в Москву, где продолжал деятельность педагога. Он воспитывал государевых детей, открыл школу неподалеку от Кремля и учредил до того неизвестную в России должность – придворного поэта. Любое событие в царской семье давало ему повод для сочинения от имени членов семьи стихотворений, которые поэт собрал в огромный «Рифмологион, или Стихослов». Подсчитано, что он написал 50 000 стихотворных строк.

Карион Истомин


Карион Истомин (Заулонский) (1650 – 1717) родился в Курске. Приняв монашество, переселился в Москву. Здесь он служил справщиком (редактором) на Печатном Дворе. 4 марта 1698 года получил очень важную должность начальника Печатного Двора. Карион Истомин известен своими педагогическими сочинениями, писал приветствия (царевне Софье Алексеевне), дружеские послания, поэмы, поэтические размышления о жизни.
 

Слайд 3. План:

1. Имя (мирское и монашеское).

2. Должность, занятия.

3. Известные тексты (дошедшие до нас).

4. Основные темы (о чём писал).

5. Значимость для нас.

-Что вы можете рассказать об авторах?

-Какой цели достигли? Что делаем дальше?

 

С.54-55 Перед чтением прочитайте сноски. Самостоятельно прочитайте стихотворения Симеона Полоцкого, обращая внимание на ударения.

1) Самостоятельное чтение стихов Симеона Полоцкого.

– Почувствовали ли вы, что они написаны учителем, наставником?

Почему так думаете?

– Какие тексты для вас оказались неожиданными?

2) Повторное чтение текстов.

– Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия? Прочитайте его и сразу же переведите («Чтение»).

– Какое стихотворение похоже на загадку? Прочитайте его как загадку («Дуга»).

– На с. 54–55 помещены отрывки из двух книг Симеона Полоцкого («Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Одна из этих книг – поэтическая энциклопедия, в которой в стихах описывается 1155 понятий.

 

– Вторая книга – сборник речей (декламаций, диалогов, приветствий), которые писались специально, чтобы кто-то их произносил и учился тем самым словесной культуре. Какая книга из двух, по-вашему, энциклопедия, какая – сборник речей?

– Прочитайте текст о Земле как энциклопедический материал. Какие сведения в нём содержатся?

– А теперь вы – маленькие внуки, которые обращаются к своему деду. Прочитайте.

– Какую строчку (из двух) позволительно сказать именно маленькому ребёнку?

– Сравните обращение внука к деду с обращением сына к отцу. Что сохранилось? Что изменилось? Как это отразится на вашем чтении? Прочитайте стихи «сынолюбно».

– Сделайте общий вывод о творчестве Симеона Полоцкого, о том, чему он учил царских детей.

3) Самостоятельное чтение стихов Кариона Истомина.

– Чем поражают эти стихи?

– Что общего между стихами К. Истомина и отрывками из «Рифмологиона» С. Полоцкого?

4) Повторное чтение текстов.

– Чем подкупают нас стихи, обращённые к матери?

– Найдите в них строчку «что я имею, тебе отдам». Прочитайте её. Как вы понимаете эти слова?

– Какие строки также говорят о беспредельной любви и благодарности?

– Похож ли «Букварь» К. Истомина на наш современный («Буква-картинка»)?

– Какие бы предметы вы нарисовали на букву «к»?

– Какие слова-предметы были явно незнакомы москвичам в XVII веке, какие – нам сейчас? Слайд 4 (слова кипарис и колесница)

 

1) Вопрос 1, с. 56 учебника.

2) Окончание рассказа о писателях по плану.

-Какой цели достигли?

-Можем определить значимость произведений этих авторов? (Да. Они писали для детей, наставляли их, рассказывали о многих вещах, явлениях, передавали культуру общения…).

Давайте проверим, какие цели мы ставили перед началом урока и чего достигли. Слайд 5.

 

-Оцените свою работу на уроке по нашим листочкам.

Имя________________ Дата ________________

Тема _____________________________________

Самооценка моих достижений

по литературному чтению

Я участвовал в рассуждениях до чтения (+ или -)

 

 

Я выразительно читал текст (отметка)

 

 

Я принимал участие в беседе (+ или -)

 

 

Я верно отвечал на вопросы после чтения (+ или -)

 

 

Я сегодня работал на отметку

 

 

 

 

(Спрашиваю выборочно ребят, которых хочу оценить, какую отметку они себе поставили и почему и либо с ними соглашаюсь, либо высказываю своё мнение и выставляю отметку).\

 

1).Выучить наизусть любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина.

2).Перевести на современный язык любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

Скачать, 78.5 Kb
Дата: 08.10.2015, 23:13 Просмотров: 4060 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Случайное фото
Контакты
Телефон: +7(8212)22-68-26 E-mail: zaboeva@nosh6.ru
Кайгородцева Н.В.
167009, Республика Коми, г.Сыктывкар,
ул. Школьная д.16
Посмотреть на Карте