Главная » Файлы » КОПИЛКА

Урок литературного чтения НРК Иван Алексеевич Куратов - первый коми поэт

Разработка урока по литературному чтению

Подготовила и провела учитель МОУ «НОШ №6» Кайгородцева Наталья Владимировна

Тема раздела: У истоков детской литературы.

Тема: Иван Алексеевич Куратов – первый коми поэт.

Технология: Продуктивное чтение.

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно находить информацию из разных источников (учебник и дополнительный материал)об авторе.

 относить произведения к жанрам по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

  работать над выразительными средствами языка (логическое ударение, эпитеты, олицетворение, гипербола…)

 

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι этап.  Работа с текстом до чтения.

 

 

 

1.Постановка цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Антиципация

Опред-е смысловой, темат-ой, эмоц-ной направ-ти текста, выделение его героев по названию произ-ия, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

2.Перечитывание текста.

3.Беседа по содержанию.

4.Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

2.Перечитывание текста.

3.Беседа по содержанию.

4.Выразительное чтение.

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

1.Беседа по тексту.

2.Работа с выразительными средствами языка.

4.Определение главной мысли.

ΙV. Итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

-Я предлагаю начать наш урок с работой над логическим ударением.

- Кто напомнит, что такое логическое ударение? (Слово, главное (важное), которое выделяют в предложении голосом).

Я ЛЮБЛЮ ВСЕМ СЕРДЦЕМ

СВОЙ ЯЗЫК ЧУДЕСНЫЙ…

-О каком языке говорится в этих строчках? (Может русском, может коми – мы пока не знаем, так как не знаем автора.)

Какова цель нашего урока? (Познакомиться с автором, который написал эти строки, с его творчеством и значением его труда).

-Как будем достигать этой цели? С помощью чего? (работа с учебниками (Коми литература 4 класс), возможно дополнительная информация, обсуждение, высказывание мнений, выводы…)

 

Чтение хоровое, выделяя сначала каждое слово по порядку, а потом только то слово, которое несёт смысловую нагрузку – сердцем, люблю.

 

Анализ проверочной работы.

На прошлом уроке мы выполняли проверочную работу по теме «У истоков детской литературы».

Все правильно выполнили задание 1. Вспомним, что надо было написать. (Как происходило расселение славян, первые просветитель, наставник – учителя, князья).

Во втором задание давайте прочитаем еще раз и отметим ошибки, допущенные в тексте. (Читаем и обсуждаем).

В третьем задании надо было определить последовательность. Обсуждаем и исправляем ошибки.

 -Давайте ещё раз вернемся к просветителям. Кого вы можете назвать? (Кирилл и Мефодий)

-Почему их назвали ПРОСВЕТИТЕЛИ? (Создали славянскую азбуку, начало развития грамотности, «свет» – это знания).

-А кто был просветителем коми народа? (Стефан Пермский. Он создал зырянскую азбуку, крестил коми народ).

-Мы говорили так же о людях, которые стояли у истоков развития славянской литературы. Кто эти люди? (Савватий – первый детский поэт, Симеон Полоцкий и Карион Истомин)

-А кто стоял у истоков развития коми литературы? (??? Наверное, тот, кто написал строчки, с которых начали урок) (Если ребята назовут Ивана Куратова, то спросить что мы о нём знаем и перейти к плану, сделав выводы, что многого мы не знаем).

 

 

Переверните листочки, которые лежат на ваших партах, возьмите в руки карандаш. Читая текст, подчёркивайте те слова и фразы, которые помогут составить рассказ об авторе по плану.

План:

  1. Имя автора.
  2. Где и когда родился.
  3. Кем работал.
  4. Произведения (названия)
  5. О ком или о чём писал.
  6. Значимость.
  7.  Интересные факты (на выбор по желанию).

 

Дополнительная информация об Иване Куратове.

Мальчик с детства рос в труде, в тесной близости с народом, его традициями. Он был смышленым мальчиком, легко усвоил грамоту, хорошо читал и писал. В 10 лет поступает в Яренское духовное училище (1850-1854). Учиться было трудно. Будущих пастырей пороли так, что утром рубаху приходилось отмачивать тёплой водой: кровь запеклась. Особенно доставалось ученикам нерусской национальности. Здесь же Иван Куратов пробует свои силы в стихосложении.

            Окончив Яренское училище поступает в Вологодскую духовную семинарию. Здесь учится с 1854 по 1860 года. Он читает произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других поэтов и писателей. В 1857 году появляются первые стихи на коми языке. В семинарии изучает языки и занимается самообразованием.

С 1861 года по 1865 года Куратов работает учителем в духовно-приходском училище. Это были плодотворные годы. Куратов знал латинский, французский, немецкий, греческий языки. Он продолжает изучать другие языки, работает над изучением родного языка, изучает фольклор, много пишет.

Молодой учитель в Усть-Сысольске прослыл вольнодумцем. За ним начинают слежку, и это становится для поэта невыносимым. Он уезжает в Казань.

Последние 9 лет жизни Куратов провел в далёком Туркестане, год – в Семипалатинске и 8 лет – в городе Верном (ныне Алма-Ата). Он заболел туберкулёзом, кроме того, с каждым годом ухудшалось зрение.

29 ноября 1875 года Куратова не стало. Он умер, едва достигнув 36 лет.

-Удалось заполнить все пункты плана. (Нет)

-Откройте учебники 2 часть на с.179. Прочитайте жужжащим чтением текст, обращая внимание на нужную информацию.

-Кто расскажет об авторе? (Слушая ребят, дополнения друг друга).

-Какой цели достигли?

-Над чем работаем дальше? (Знакомство с произведениями И. А. Куратова)

-Откройте учебник на с.143 первой части учебника.

-О чём это стихотворение? (О родном языке – по названию «Родной язык» и автору)

-  Прочитайте про себя, думая о логическом ударении.

-Вижу, вы заулыбались. Что заметили? (Строки, с которых мы начинали урок, написал Иван Алексеевич Куратов)

-О каком языке говорится в этих строках? (о коми языке)

-Давайте прочитаем это стихотворение. (Спрашиваю хорошо читающих учеников)

 

 

 

 

-Какие слова передают любовь автора к родному языку? Как называют это средство языка? (эпитеты)

-А почему Ивану Куратовы так любим свой язык? Перечитайте эти строки.

-С чем сравнивает автор свой язык?

-А есть здесь гипербола (преувеличение)?

-Для кого и для чего написал Иван Алексеевич Куратов это стихотворение? (Мнение ребят)

-Можем определить значение труда И. А. Куратова для народа? Попробуйте сформулировать его. (Это были первые стихи на коми языке. Дало развитие коми литературы…)

 

 

 

-Какие цели ставили? Удалось достигнуть?

 

Оцените свою работу на уроке по нашим листочкам.

Имя________________ Дата ________________

Тема _____________________________________

Самооценка моих достижений

по литературному чтению

Я участвовал в рассуждениях до чтения (+ или -)

 

 

Я выразительно читал текст (отметка)

 

 

Я принимал участие в беседе (+ или -)

 

 

Я верно отвечал на вопросы после чтения (+ или -)

 

 

Я сегодня работал на отметку

 

 

 

 

(Спрашиваю выборочно ребят, которых хочу оценить, какую отметку они себе поставили и почему и либо с ними соглашаюсь, либо высказываю своё мнение и выставляю отметку).

Найти стихотворения Ивана Куратова и подготовить выразительное чтение любого из них.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и высказываться о прочитанном.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Дата: 11.10.2015, 22:37 Просмотров: 2464 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Случайное фото
Контакты
Телефон: +7(8212)22-68-26 E-mail: zaboeva@nosh6.ru
Кайгородцева Н.В.
167009, Республика Коми, г.Сыктывкар,
ул. Школьная д.16
Посмотреть на Карте