1. Первичное чтение (комбинированное).
Часть 1 учащиеся читают про себя.
Задание. Найти в тексте предложения,фразы, в которых говориться о героях.
Вопрос после чтения части 1:
– Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…) (Обращаю внимание на мечту мальчика)
-Какое наставление дает отец сыну? (Вернуться домой до сумерек)
-Почему? (Может случиться беда, если нарушить этот закон жизни)
Словарная работа.
– Объясните следующие слова и выражения:
• стадо куропачей (стая куропаток);
• сапоги валеные (валенки);
• без дела валандался (бездельничал);
• охота пуще неволи (очень желать чего-то);
• фузея, бердана (объяснения в тексте).
Часть 2 читаем вслух (учитель). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.
2
Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)
Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)
Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)
Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)
– Воууу-уу!
Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)
Из лесу опять:
– Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!
– Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.
По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.
Мышковать – охотиться на мышей.
Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.
Натропили – наделали тропинок из следов.
Во время чтения этих частей обращаю внимание на переживания отца (следы в душе), на законы жизни зимнего леса, которые помогают отцу найти сына).
Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.
При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.
7
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
– Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
– Егорушка! – простонал лесник.
– Сними, тять!
Лесник испуганно вскочил, обернулся...
На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.
– Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:
– Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)
Часть 8 читают дети.
Словарная работа.
– Объясните, как вы понимаете следующее выражение:
• мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.
2. Обобщающая беседа.
– Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия (значения слова след).
- В каком значении слово след употреблялось?
Слайд 3.– Попробуйте вспомнить по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Посмотрите на слайд и скажите: следы какого зверя лишние? (следы лося) Каких из них вы видели? О каких читали?
- Почему Егорка попал в беду? Какие законы он нарушил?
-В трудной ситуации Егорка выжил. А что ему помогло? (Смелость, ловкость, сообразительность…)
-А какие законы зимнего леса помогли отцу найти сыны?
в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)
г) – Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же.
- Чему нас хотел научить автор? (что нужно соблюдать законы, надо стараться их соблюдать…)
-Значит, какова главная мысль произведения?
Слайд 4. -Можем теперь определить тему урока?
Слайд 5. – Давайте посмотрим наш план, все ли пункты нам удалось выполнить? (1. Прочитали. 2. Поняли (обсуждали, беседовали…) 3. Определили главную мысль.)
|