Главная » Файлы » КОПИЛКА

Урок литературного чтения в 3 классе по "Школе 2100" В. Бианки "По следам" 1 урок

Урок по литературному чтению

Подготовила и провела учитель МОУ «НОШ №6» Кайгородцева Наталья Владимировна

Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам») 1 урок (Знакомство с произведением)

Технология: Продуктивное чтение.

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι этап.  Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация

Опред-е смысловой, темат-ой, эмоц-ной направ-ти текста, выделение его героев по названию произ-ия, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

 2. Постановка целей урока

 

- Я предлагаю начать наш урок с рассуждений о слове. Прочитайте выражения, записанные на листах, которые лежат у вас на партах. В паре обговорите тихонько, что обозначает это выражение. Договоритесь, кто из вас будет высказывать ваше общее мнение.

На листах:

  1. И след простыл. (Быстро прошло и кто-то давно ушел)
  2. Напасть на след. (Найти что-то, говорившее о том, что здесь кто- то был)
  3. Замести следы. (Убрать за собой то, по чему можно обнаружить твоё присутствие)
  4. Идти по следам. (Следовать по оставленным меткам, знакам конкретного человека или животного)
  5. По горячим следам. (Недавно оставленные знаки)
  6. Оставить глубокий след. (Тот, который долго заметен, ощущается)
  7. След в душе. (Когда воспоминания вызывают яркие эмоции)
  8. След в истории или науке. (Важный вклад, которым пользуются потомки)
  9. Следы болезни. (Ухудшения здоровья после болезни)
  10.  Следы преступления. (Символы, знаки, отпечатки)
  11. Следы около дома. (Могут быть на снегу, песке, заборе, то, по чему можем определить что кто-то приходил)
  12. След самолета. (На небе полоса выхлопов)
  13. След в памяти. (ТО, о чем вспоминаем)
  14. След многодневного труда. (Следы усталости).

- Над каким словом рассуждали? (След)

-Что об этом слове можно сказать? (Оно многозначно, может иметь много значений в зависимости от ситуации)

-Какие выражение употребляются в прямом значении? (То есть то, что мы можем увидеть)

- А переносном значении? (То есть то, что мы может ощутить, вспомнить, почувствовать)

-Предположите, почему именно это слово? (Скорее всего будет читать о следах, название произведения…)

Слайд 1. - Откройте учебник на с. 66, прочтите название.

– Какие произведения В. Бианки вы читали? О чём он пишет? Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.)

– Предположите по разделу, автору, названию и иллюстрациям о чем мы будем читать? (Дети предполагают по разделу, автору, названию и иллюстрации.)

-Как вы думаете, а в каком значении мы будем рассматривать слово след?  (В прямом – чьи-то следы можно увидеть; в переносном – может, будут какие-то переживания)

- Ребята, мы предположили о чем будем читать, а тему урока мы определили? Почему не смогли? (Потому что еще пока не знаем главной мысли произведения). Значит какая будет цель нашего урока? (Определить главную мысль произведения и узнать тему урока)

Слайд 2. - Давайте составим план урока.  Что будем делать и какие умения формировать? (1. Прочитать текст (познакомиться с произведением. 2. Понять текст (Обсуждать события, поступки героев, словарная работа и т. д.). 3. Определить главную мысль.

- Цель поставили? План урока составили? Теперь мы четко знаем, что нам нужно делать. Можем приступить к первому пункту плана.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

2.Перечитывание текста.

3.Беседа по содержанию.

4.Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

1.Беседа по тексту.

2.Работа с заглавием.

4.Определение главной мысли.

 

1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть 1 учащиеся читают про себя.

Задание. Найти в тексте предложения,фразы, в которых говориться о героях.

Вопрос после чтения части 1:

– Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…) (Обращаю внимание на мечту мальчика)

-Какое наставление дает отец сыну? (Вернуться домой до сумерек)

-Почему? (Может случиться беда, если нарушить этот закон жизни)

Словарная работа.

– Объясните следующие слова и выражения:

• стадо куропачей (стая куропаток);

• сапоги валеные (валенки);

• без дела валандался (бездельничал);

• охота пуще неволи (очень желать чего-то);

• фузея, бердана (объяснения в тексте).

 

Часть 2 читаем вслух (учитель). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.

 

2

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

– Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

– Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

– Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.

По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.

Мышковать – охотиться на мышей.

Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

Натропили – наделали тропинок из следов.

Во время чтения этих частей обращаю внимание на переживания отца (следы в душе), на законы жизни зимнего леса, которые помогают отцу найти сына).

 

Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.

При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.

 

7

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

– Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

– Егорушка! – простонал лесник.

– Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся...

На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

– Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:

– Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)

Часть 8 читают дети.

Словарная работа.

– Объясните, как вы понимаете следующее выражение:

мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.

2. Обобщающая беседа.

– Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия (значения слова след).

- В каком значении слово след употреблялось?

Слайд 3.– Попробуйте вспомнить по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Посмотрите на слайд и скажите: следы какого зверя лишние? (следы лося) Каких из них вы видели? О каких читали?

- Почему Егорка попал в беду? Какие законы он нарушил?

-В трудной ситуации Егорка выжил. А что ему помогло? (Смелость, ловкость, сообразительность…)

-А какие законы зимнего леса помогли отцу найти сыны?

в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

г) – Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же.

- Чему нас хотел научить автор? (что нужно соблюдать законы, надо стараться их соблюдать…)

-Значит, какова главная мысль произведения?

Слайд 4. -Можем теперь определить тему урока?

Слайд 5. – Давайте посмотрим наш план, все ли пункты нам удалось выполнить? (1. Прочитали. 2. Поняли (обсуждали, беседовали…) 3. Определили главную мысль.)

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

ΙV. Итог.

-Оцените свою работу на уроке по нашим листочкам.

Имя________________ Дата ________________

Тема _____________________________________

Самооценка моих достижений

по литературному чтению

Я участвовал в рассуждениях до чтения (+ или -)

 

 

Я выразительно читал текст (отметка)

 

 

Я принимал участие в беседе (+ или -)

 

 

Я верно отвечал на вопросы после чтения (+ или -)

 

 

Я сегодня работал на отметку

 

 

 

 

(Спрашиваю выборочно ребят, которых хочу оценить, какую отметку они себе поставили и почему и либо с ними соглашаюсь, либо высказываю своё мнение и выставляю отметку)

 

 

V. Домашнее задание.

 

Задание на выбор (одно по желанию)

1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

2. Составить характеристику героев (Егорки, отца).

3. Нарисовать рисунок  и выписать из текста фрагмент, который нарисован.

 

 

Скачать, 601.6 Kb
Дата: 08.02.2015, 12:51 Просмотров: 3300 | Загрузок: 62 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 zaboeva • 13:01, 08.02.2015
Скачать материал можно сбоку справа примерно посередине есть ссылка для скачивания.
avatar
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Случайное фото
Контакты
Телефон: +7(8212)22-68-26 E-mail: zaboeva@nosh6.ru
Кайгородцева Н.В.
167009, Республика Коми, г.Сыктывкар,
ул. Школьная д.16
Посмотреть на Карте