Главная » Файлы » КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Технология оценивания

Технология оценивания

ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ООП ФГОС

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов …должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения ООП;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП нач.общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) обеспечивать оценку  динамики индивидуальных достижений обучающихся   в процессе освоения ООП ООО.

Система оценки результатов освоения ООП должна включать требования к:

- структуре и содержанию государственной (итоговой) аттестации обучающихся;

- структуре и содержанию промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; 

- структуре и содержанию итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

- организации, содержанию и оценке проектной деятельности обучающихся.

 

КАК ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ?

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: Баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4). Вынуждены оговариваться.

Пр.ООП РАО – система оценки

За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень. Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. (поощрение успеха… индивидуальная траектория)

Требует переосмысления оценок 5-балльной шкалы. …достижение опорного уровня - безусловный успех ребёнка, исполнение им требований Стандарта.

Пр.ООП РАО - функции системы оценки

обеспечить возможность регулирования образования на основании полученной информации о достижении результатов,

Оценивать:

-предметные и

-универсальные учебные ДЕЙСТВИЯ

КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?

ФГОС - метапредметные (регулятивные) результаты  ученика:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

Пр.ООП РАО – Система оценки

«…предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся».

7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

ЧТО?  Все действия! Но отметка – за решение задачи

КТО?  Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна  отметка

ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней обучения (с переводом в любой тип отметок)

ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие

(предметное, метапредметное, личностное),

а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

 

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Это правило требует освоение учениками алгоритма:

АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

 

КАК ВВОДИТЬ ПРАВИЛО  «САМООЦЕНКА»

  • 1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется  более осознанным отношением детей к учебе).
  • 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Формирование умения  самооценки (начало)

  • 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает   для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
  • 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал):

         1.Задание? (приучаем помнить цель)

         2.Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат)

         3.Правильно? (учим признавать ошибки)

         4.Сам? (учим анализировать процесс исполнения)

         5.+со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение).

Формирование умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  • 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

  • 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Использование сформированного умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. 

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.

ПОВЫШЕННЫЙ  уровень Технологии оценивания  (правила 4, 6, 7)

Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?

В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных)  и в портфеле достижений! 

Таблицы результатов  образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных-неперсонифицированных.

Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях. 

Правило 6: По каким критериям различать оценки? 

Необходимый (Базовый) уровень – решение простой типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный (Программный) уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».

Правило 7. Как выводить  итоговые оценки и отметки? 

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов)

Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:

  • накопленных учеником в портфеле достижений
  • итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
  • на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)

МАКСИМАЛЬНЫЙ  уровень  Технологии оценивания  (ориентация на личность) (+правила 5 и полный набор)

Правило 5: Когда ставить отметки? (право отказа и пересдачи).

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ»

  • 1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков)
  • 2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками
  • 3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.
  • 4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
  • 5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»

Скачать, 4.74 Mb
Дата: 14.12.2014, 21:44 Просмотров: 481 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Случайное фото
Контакты
Телефон: +7(8212)22-68-26 E-mail: zaboeva@nosh6.ru
Кайгородцева Н.В.
167009, Республика Коми, г.Сыктывкар,
ул. Школьная д.16
Посмотреть на Карте