Главная » Статьи » Полезно знать

Заботливым родителям о детской агрессии

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

           Агрессия - это намеренные действия, направленные «на причи­нение ущерба другому лицу».

           Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к аг­рессии». Агрессия, как правило, не возникает неожиданно.

 В чем причины детской агрессивности?

          Это различные особенности среды, в которой находится человек, они повы­шают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности чело­века, более агрессивными являются люди раздражительные.

         Ученые считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

          Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и бывает спонтанной.

           Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведе­ния ребенка оказывают влияние многие факторы, например, некоторые соматиче­ские заболевания или заболевания головного мозга.

            В настоящее время, сцены насилия на экранах телевизоров способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

            Существует также непосредственная связь между проявлениями детской аг­рессии и стилем воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое про­явление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. А пренебрежи­тельное и попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто ис­пользуют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики советую родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определен­ных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

                 Поскольку поведение агрессивных детей часто бывает непредсказуемым и проявляется эмоциональными вспышками, встает проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - это одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

                Что такое гнев? Это чувство сильного негодования с потерей контроля над собой.

Существует несколько способов выражения гнева:

  1. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете (окно, парта, дверь, и т.д.), который для него представляется неопасным. Гнев выпле­скивается на того, кто «подвернется под руку», кто слабее и не сможет дать отпор.
  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно на­капливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

          Одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева, выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше достигнуть прими­рения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не ос­тались не отреагированными, дети должны поделиться своими чувствами с роди­телями.

          Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, драку.

         Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. В процессе коррекционной работы можно говорить с ре­бенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяс­нить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. По­этому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

            Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное по­давление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».

           Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребе­нок получает поощрение, за плохое - наказание. Однако и этот метод не стоит ис­пользовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

           Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители по­ка еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватно­го выражения гнева.

          Ученые советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату, чтобы полностью установить контроль над собой.

          Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к соб­ственному ребенку. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

           Очень часто детская агрессивность связана с тем, что родители проявляют бессмысленные требования. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, к примеру, сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу запис­ку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца и мать. Тре­бовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требова­тельность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

              Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются по­сильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, выраженное в деспо­тичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто. Требование к младшим лучше выражать в увлекательной игровой форме.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

•    ребенка бьют;

V   над ребенком издеваются;

•    над ребенком зло шутят;

^    ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

^    родители заведомо лгут;

V   родители пьют и устраивают дебоши;

*    родители воспитывают ребенка двойной моралью;

*    родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
^    родители не умеют любить одинаково своих детей;

^    родители ребенку не доверяют;

•    родители настраивают детей друг против друга;
V   родители не общаются со своим ребенком;

*    вход в дом закрыт для друзей ребенка;

^    родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

^    родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

               Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, от­крытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Шесть рецептов избавления от гнева

№1 Наладьте взаимоотношения со своим ребенком,чтобы он чувствовал себя с вами спо­койно и уверенно

Слушайте ребенка. Проводите с ним как можно больше вре­мени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если несколько детей в семье, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них по отдельности.

№2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находи­тесь под действием стресса и вас легко вывести из равно­весия

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

№3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем со­стоянии.

Говорите детям о своих чувствах, желаниях и трудностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуй­ста, в соседней комнате», или: «Дела на работе вывели ме­ня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

№4 В те минуты, когда вы разгне­ваны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте успокаивающую маску для лица. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте люби­мую музыку.

№5 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, ко­торыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте пред­чувствовать наступление собственного эмоционального сры­ва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

№6 К некоторым особо нужным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь пре­дусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребен­ка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, (в дет­ский сад), отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки.

Золотые правила воспитания, связанные с данной темой:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное на­пряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъ­являются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Критерии выявления агрессивного ребенка

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого выска­зывания.

 

Ребенок

Часто

Редко

1 . Спорит, ругается со взрослыми

 

 

2. Теряет контроль над собой

 

 

3. Винит других в своих ошибках

 

 

4. Завистлив, мстителен

 

 

5. Сердится и отказывается что-либо делать

 

 

6. Специально раздражает людей

 

 

7. Отказывается подчиняться правилам

 

 

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружаю­щих (детей и взрослых), и эта реакция нередко раздражает их

 

 

Сосчитайте количество ответов «часто».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 ме­сяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете себе делать.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Категория: Полезно знать | Добавил: zaboeva (08.11.2014)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Случайное фото
Контакты
Телефон: +7(8212)22-68-26 E-mail: zaboeva@nosh6.ru
Кайгородцева Н.В.
167009, Республика Коми, г.Сыктывкар,
ул. Школьная д.16
Посмотреть на Карте